Cлово "СРЕДНЕВЕКОВАЯ"


0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Варианты слова: СРЕДНЕВЕКОВЫХ, СРЕДНЕВЕКОВОГО, СРЕДНЕВЕКОВЫЕ, СРЕДНЕВЕКОВОЙ

Входимость: 83. Размер: 102кб.
Входимость: 71. Размер: 118кб.
Входимость: 70. Размер: 89кб.
Входимость: 63. Размер: 122кб.
Входимость: 56. Размер: 18кб.
Входимость: 54. Размер: 47кб.
Входимость: 53. Размер: 33кб.
Входимость: 50. Размер: 50кб.
Входимость: 49. Размер: 59кб.
Входимость: 46. Размер: 120кб.
Входимость: 42. Размер: 37кб.
Входимость: 41. Размер: 105кб.
Входимость: 37. Размер: 14кб.
Входимость: 35. Размер: 16кб.
Входимость: 34. Размер: 48кб.
Входимость: 32. Размер: 82кб.
Входимость: 32. Размер: 35кб.
Входимость: 31. Размер: 118кб.
Входимость: 30. Размер: 47кб.
Входимость: 30. Размер: 38кб.
Входимость: 29. Размер: 40кб.
Входимость: 27. Размер: 46кб.
Входимость: 27. Размер: 36кб.
Входимость: 26. Размер: 87кб.
Входимость: 26. Размер: 32кб.
Входимость: 26. Размер: 103кб.
Входимость: 25. Размер: 33кб.
Входимость: 24. Размер: 32кб.
Входимость: 24. Размер: 113кб.
Входимость: 24. Размер: 67кб.
Входимость: 24. Размер: 21кб.
Входимость: 23. Размер: 63кб.
Входимость: 23. Размер: 23кб.
Входимость: 22. Размер: 34кб.
Входимость: 22. Размер: 11кб.
Входимость: 22. Размер: 42кб.
Входимость: 22. Размер: 132кб.
Входимость: 22. Размер: 47кб.
Входимость: 21. Размер: 74кб.
Входимость: 21. Размер: 77кб.
Входимость: 21. Размер: 65кб.
Входимость: 21. Размер: 26кб.
Входимость: 20. Размер: 13кб.
Входимость: 20. Размер: 43кб.
Входимость: 20. Размер: 27кб.
Входимость: 20. Размер: 23кб.
Входимость: 20. Размер: 68кб.
Входимость: 20. Размер: 93кб.
Входимость: 20. Размер: 47кб.
Входимость: 20. Размер: 85кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

Входимость: 83. Размер: 102кб.
Часть текста: Западной и Центральной Европы в период раннего средневековья существенно отличался от современного. Большая часть ее территории была покрыта лесами, уничтоженными гораздо позднее в результате трудовых усилий населения и расточения природных богатств. Немалая доля безлесного пространства представляла собой болота и топи. Расчистка лесов под пашню и осушение болот под пастбища были делом будущего. Населенные пункты сплошь и рядом были разбросаны среди лесов редкими оазисами, поодаль один от другого. Преобладали небольшие деревушки с ограниченным числом дворов либо обособленные хутора. Более крупные селения изредка встречались в наиболее благоприятных местностях - в долинах рек, на берегах морей, в плодородных районах Южной Европы. Нередко окружением поселка был лес, тянущийся на огромные расстояния, одновременно и привлекавший своими ресурсами (топливом, дичью, плодами) и отпугивавший подстерегавшими в нем опасностями: дикими зверями, разбойниками и другими лихими людьми, призрачными таинственными существами и оборотнями, какими охотно населяла окружающий...
Входимость: 71. Размер: 118кб.
Часть текста: права и в их интерпретации. Можно сказать, что в отношении общества к праву выявляется и отношение его к личности: пренебрежение правом, незначительная его роль в системе социальных связей влекут за собою и попрание личных прав членов общества; напротив, высокая оценка права связана с существованием известных гарантий человеческого существования, с которыми общество считается. Слабая дифференцированность различных сфер общественной жизни в средние века широко известна. Философия, мораль, юриспруденция, законодательство не были полностью отделены, переплетались, образуя систему, части которой, возможно, не всегда гармонически согласовывались между собой, но активно взаимодействовали и в большей или меньшей степени имели религиозную окраску, пронизывались религиозными представлениями. Все формы человеческой деятельности в феодальном обществе были подчинены правилам, отступление от которых возбранялось и осуждалось. Традиционализм общественной практики средневековья, зависимость ее от религии порождали всеобщую нормативность социального поведения человека. В силу этой нормативности право приобретало значение универсального и всеохватывающего регулятора социальных отношений. Однако высокая оценка права в средневековой Европе, выработанная задолго до того, как в недрах феодализма созрели буржуазные отношения, требовавшие определенных правовых гарантий частной собственности и свободной личности, такая оценка права отнюдь не характерна для других средневековых цивилизаций, которые в не меньшей (если не в большей) степени, чем европейская, характеризовались традиционализмом, нормативностью и господством религии. В самом деле, средневековое мусульманское общество имело ряд черт, сближавших его с европейским феодализмом. Но в то время как в Европе, несмотря на засилье церкви, право представляло собой относительно самостоятельную силу (вспомним учение о "двух...
Входимость: 70. Размер: 89кб.
Часть текста: - такова широко распространенная точка зрения на проблему, обозначенную в заглавии настоящей работы. При этом представляют себе дело так, будто Возрождение пришло на смену Cредневековью, будто оно было не столько одной из причин; сколько следствием разложения последнего. Сторонники такого подхода полагают, что уже XV век (а в Италии даже XIV) был для средневековой культуры периодом "осени", "заката", "упадка", когда эта культура, внутренне выдохшись и исчерпав свои силы, словно бы умерла естественной смертью (или по крайней мере оказалась при последнем издыхании) и почти без сопротивления уступила место молодой, энергичной культуре Возрождения, вполне восторжествовавшей уже в следующем, XVI столетии [2]. Тем самым феномен ренессансной культуры полностью или почти полностью отождествляется с содержанием эпохи в целом и превращается в ее синоним. Исследователь, стоящий на такой точке зрения, неизбежно провоцируется на то, чтобы подтянуть под категорию "ренессансных" едва ли не все социальные, политические и культурные факты, имевшие место в названный период, - не только деятельность ученых и писателей-гуманистов, но и технические изобретения, научные открытия, колонизацию Нового света, борьбу между Карлом V и Франциском I за европейское господство, деятельность Савонаролы, мистицизм Якова Бёме, натуральную магию, шванки Ганса Сакса, фацетии Генриха Бебеля и т. п. Явления же, которые при всем желании невозможно подвести под понятие Ренессанса (например, "охота на ведьм", получившая особый размах именно в XVI веке), объявляются " пережитками" Cредневековья - пережитками, чье мрачное уродство выглядит особенно отталкивающим на фоне "светлой" и "чистой" культуры Возрождения. Итак, победоносное Возрождение, возникшее на развалинах Cредних веков, с одной стороны, и "пережитки" (вроде Тридентского собора и "католической реакции" в целом), с другой, - вот образ ХVI века, имеющий хождение...
Входимость: 63. Размер: 122кб.
Часть текста: мира от сотворения его к концу, к слиянию времени с вечностью в средние века, для того чтобы стало ясным коренное различие в жизненной ориентации культуры древности и культуры средневекового христианства. Однако такого сопоставления достаточно только для раскрытия важности исследования проблемы времени в историко-культурном плане, но не для уяснения категории времени в средневековом сознании. Ибо последнее знало не одну только иудео-христианскую концепцию времени, но включало в себя целый спектр временных представлений. Для того чтобы в них разобраться, опять-таки необходимо возвратиться к варварской эпохе и посмотреть, каково было тогда восприятие времени. В аграрном обществе время определялось прежде всего природными ритмами. Календарь крестьянина отражал смену времен года и последовательность сельскохозяйственных сезонов. Месяцы у германцев носили названия, указывавшие на земледельческие и иные работы, которые производились в различные сроки: "месяц пара" (июнь), "месяц косьбы" (июль), "месяц посева" (сентябрь), "месяц вина" (октябрь), "месяц молотьбы" (январь), "месяц валежника" (февраль), "месяц трав" (апрель). При Карле Великом была даже предпринята попытка ввести эти названия в официальный календарь. Однако замысел оказался неудачным, так как в разных районах Германии эти названия прилагались к разным месяцам; так, "месяцем пахоты" называли где август, а где март и апрель [1]. У скандинавов май именовали "временем сбора яиц", а также "временем, когда овец и телят запирают в загоне"; июнь - "солнечным месяцем", "временем перехода в летние хижины" (то есть выгона скота на луга), октябрь - "месяцем убоя скота" (это название в шведском языке сохранилось до сих пор), декабрь - "месяцем баранов" или "месяцем случки скота" [2]. Лето называли временем "между плугом и скирдованием" [3]. У германских народов слова tid, timi не были связаны с представлением о точности и обозначали, скорее, времена года, периоды...
Входимость: 56. Размер: 18кб.
Часть текста: века" «Средневековьем" или "Средними веками" называют период в истории европейской культуры, находящийся между Античностью и Возрождением: отсюда - и определение «средние», что означает «срединные», «промежуточные». Так их назвали гуманисты эпохи Возрождения (Ренессанса) - культуры, пришедшей на смену средневековой. Гуманисты мечтали о возрождении античной культуры «через голову» лежащих между ними и Античностью «варварских» веков, полосы культурного одичания, начавшегося, по их представлениям, после крушения Римской Империи. Сегодня мы представляем себе Средние века совершенно по-другому - как тысячелетнюю эпоху утверждения и торжества христианской веры, как мучительный путь освобождения западноевропейских народов из плена язычества, варварской жестокости, кровавых жертвоприношений и первобытного «коллективизма». Христианское учение сделало человека лично ответственным за свою жизнь и за все свои мысли и деяния. Конечно, не все средневековые люди достигали вершин личностного сознания, а те, что достигали, не воспринимали свою личность как что-то совершенно неповторимое, наделенное чем-то, что характеризует его одного и никого другого. То есть личность для средневекового человека не была...

© 2000- NIV