История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года.
Библиография.

БИБЛИОГРАФИЯ

Общие пособия

Тиандер К. Ф., Очерк истории театра в Западной Европе и России. Харьков, 1911.

Гвоздев А. А. и Смирнов А. А. (ред.), Очерки по истории европейского театра. П., 1923.

Коган П. С, Очерки по истории западноевропейского театра. «Academia», 1934.

Мокульский С., История западноевропейского театра, т. I. ГИХЛ, М., 1936.

Мокульский С., История западноевропейского театра, т. II. «Искусство», 1939.

Кречмар Г., История оперы. «Academia», Л., 1925.

Отдел первый.

ТЕАТР РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Тексты

Мокульский С, Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. I. ГИХЛ, 1937 («Действо об Адаме», «Миракль о св. Николае» Боделя, «Действо о Теофиле» Рютбефа, «Школяр в раю» Ганса Закса и «Адвокат Патлен»).

Гливенко И., Хрестоматия по истории всеобщей литературы (миракль об Амисе и Амиле).

Пастернак Б., Избранные переводы. «Советский писатель», 1940. (Содержание: Ганс Закс — «Немецкая масленица», «Эйленшпигель со слепцами», «Корзина разносчика», «Фюнзингенский конокрад и вороватые крестьяне».) . . .

Пособия

Гвоздев А. А., Театр эпохи феодализма. «Academia», 1931.

Веселовский Алексей, Старинный театр в Европе. М., 1870.

Морозов П. О., История драматической литературы и театра, т. I. СПБ, 1903.

Шор Р., Драма средневековья. Литературная энциклопедия, т. III, 1930.

Паушкин М., Средневековый театр. М., 1914

Отдел второй.

ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Общие труды

Энгельс Ф., Диалектика природы. Старое предисловие.

Дживелегов А. К., Ренессанс. Литературная энциклопедия, т. IX, 1935.

Буркгардт Я., Культура Италии эпохи Возрождения.

ИТАЛИЯ

Тексты

Полициано А., Сказание об Орфее. Пер. С. В. Шервинского. Статьи М. Н. Розанова и А. К. Дживелегова. «Academia», 193З.

Макиавелли Н., Мандрагора. Пер. А. Г. Габричевского. Сочинения, т. I, «Academia», 1934.

Тассо Т., Аминта. Пер. М. Столярова и М. Эйхенгольца. Гиз, 1921.

Образцы сценариев commedia dell'arte. Журнал «Любовь к трем апельсинам», ]914—1916; «Записки Гитиса», М., 1940; «Хрестоматия по истории западноевропейского театра» под ред. Мокульского, т. I.

Бруно Джордано, Неаполитанская улица. «Искусство», 1940.

Пособия

Гаспари А., История итальянской литературы, т. II. М., 1897.

Овэтт А., История итальянской литературы. Гиз, М., 1922.

Миклашевский К., La commedia dell'arte, или Театр итальянских комедиантов XVI, XVII и XVIII столетий. П., 1914—1917.

Вернон Ли, Италия. Избранные страницы. Вып. II. Театр и музыка. Изд. Сабашниковых, М., 1915.

Дживелегов А. К., Предисловие к 1-му тому «Комедий» Гольдони. «Academia», 1933.

ИСПАНИЯ

Тексты

Лопе де Руэда, Оливы. Пер. С. С Игнатова. «Хрестоматия по западноевропейскому театру» под ред. С. С. Мокульского, т. I.

Лопе де Руэда, Приглашенный. Пер. С. Игнатова. «Записки Гитиса», М., 1940.

Сервантес М., Интермедии. Пер. А. Н. Островского. «Искусство», 1939.

Лопе де Вега, Наказание — не мщение. Фуэнте Овехуна. Пер. С. А. Юрьева. М., 1877.

Лопе де Вега, Звезда Севильи. Пер. С. А. Юрьева. М., 1887.

Лопе де Вега, Собака садовника. Пер. М. Лозинского. Изд. Театра Комедии, Л., 1938.

Лопе де Вега, Валенсианская вдова. Пер. М. Лозинского. «Искусство», 1940.

Тирсо де Молина, Театр. Пер. В. А. Пяста и Т. Л. Щепкиной-Куперник. «Academia», 1935. (Содержание: «Осужденный за недостаток веры», «Благочестивая Марта», «Севильский озорник, или Каменный гость», «Дон Хиль—Зеленые Штаны».)

Кальдерон, Сочинения. 3 выпуска. Пер. К. Бальмонта. Изд. Сабашниковых, М., 1900—1912. (Содержание: «Чистилище святого Патрика», «Жизнь есть сон», «Поклонение кресту», «Стойкий принц», «Врач своей чести».)

Кальдерон, Саломейский алькальд. Пер. Казмичова. «Искусство», 1940.

Кальдерон, Дама-невидимка. Пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник. «Искусство», 1940.

Пособия

Тикнор, История испанской литературы, т. II—III. M., 1886.

Келли Дж., Испанская литература. М., 1923.

Петров Д. К., Очерки бытового театра Лопе де Вега. СПБ, 1901.

Игнатов С., Испанский театр. «Искусство», 1939.

Шепелевич Л., Драматические произведения Сервантеса. «Журнал министерства народного просвещения», 1899, кн. 8.

Бояджиев Г. и Переплетчикова Н., Народность театра Лопе де Вега. «Театр», 1937, IV» 5.

АНГЛИЯ

Тексты

Марло, Мальтийский жид. Пер. М. Шелгунова. СПБ, 1882.

Марло, Трагическая история доктора Фауста. Пер. К. Бальмонта. М., 1912.

Марло, Эдуард II. Пер. А. Радловой (печатается).

Отрывки из произведений Грина, Лилли и др. в «Хрестоматии по западной литературе». Эпоха Возрождения. Под ред. Б. И. Пуришева, 1938.

Шекспир, Собрание сочинений, под ред. С. А. Венгерова. Изд. Брокгауз и Ефрон.

Шекспир в переводе А. Радловой («Ромео», «Гамлет», «Отелло», «Макбет», «Ричард III», «Антоний и Клеопатра»).

Шекспир, Собрание сочинений, в 8 томах. Т. I —IV, «Academia».

Шекспир, Гамлет. Пер. Пастернака. «Молодая гвардия», 1939, № 5—6.

Бен Джонсон, Эписин, или Молчаливая женщина. Пер. Е. и Р. Блох. «Петрополис», П., 1921.

Бен Джонсон, Драматические произведения. 2 тома. «Academia», 1932—1933. (Содержание: т. I—«Сеян», «Алхимик», «Варфоломеева ярмарка»; т. II—«Вольпона», «Каждый по-своему», «Склад новостей».)

Флетчер Д., Испанский священник. Пер. М. Л. Лозинского. «Искусство», 1938.

Аксенов И. А., Елизаветинцы. М., 1916. (Содержание: Форд «Как жаль ее развратницей назвать», Вебстер «Белый дьявол, или Виттория Корамбона» Тернер «Трагедия атеиста».)

Аксенов И. А., Елизаветинцы. Статьи и переводы. ГИХЛ, М., 1938. (Содержание: статьи о Бене Джонсоне, Т. Хейвуде, Т. Деккере и Д. Флетчере; переводы пьес Т. Хейвуда «Красотка с Запада», «Добродетельная шлюха», Д. Флетчера «Укрощение укротителя».)

Пособия

Стороженко Н., Предшественники Шекспира, т. I. Лилли и Марло. СПБ, 1872; М., 1916.

Стороженко Н., Роберт Грин, его жизнь и произведения. М., 1878.

Мюллер В., Драма и театр эпохи Шекспира. «Academia», Л., 1925.

Варшер С, Английский театр эпохи Шекспира. М., 1896.

Боянус С. К., Внешний обиход придворного театра времен королевы Елизаветы. «Ежегодник петроградских государственных театров», сезон 1918/19 г., II., 1922.

Булгаков А. С., Театры и театральная общественность Лондона эпохи расцвета торгового капитализма. «Academia», Л., 1929.

Сильверсван Б. П., Театр и сцена эпохи Шекспира и их влияние на тогдашнюю драму. «Сборник историко-театральной секции» изд. Тео НКП, т. I, II., 1918.

Смирнов А., Творчество Шекспира. Л., 1934.(Есть библиография.)

Жене Р., Шекспир.

Брандес Г., Шекспир, его жизнь и произведения. 2 тома. М. 1899—1901.

Стороженко Н., Опыты изучения Шекспира. М., 1902.

Аксенов И., Гамлет и другие опыты в содействие отечественной шекспирологии. «Федерация», М., 1930.

Вальцель О., Архитектоника драм Шекспира. «Проблемы литературной формы». Сборник статей. «Academia», Л., 1928.

Даудэн Э., Шекспир. Исследование его мысли и творчества. СПБ, 1880; Одесса, 1898.

Аксенов И. А., Вступительные статьи в книгах «Елизаветинцы». М., 1916, и М., 1938.

ФРАНЦИЯ

Тексты

Пинус Сергей, Французские поэты. Характеристики и переводы (отрывки из пьес Жоделля, Гревена и Гарнье), т. I, СПБ, 1914.

Корнель, Сид. Пер. В. Лихачева. СПБ, 1891; переиздано в «Дешевой библиотеке классиков» Гиза.

Корнель, Гораций. Пер. Л. Поливанова. М., 1895; пер. М. Чайковского, СПБ, 1893.

Корнель, Родогюна. Пер. Е. Барышева. СПБ, 1880.

Расин, Сочинения, т. I и II. «Academia», 1937. (Содержание: т. I.—«Андромаха», «Сутяги», «Британник» и «Баязет»; т. II — «Ифигения в Авлиде», «Федра», «Эсфирь», «Аталия».)

Расин, Федра. Пер. В. Я. Брюсова. «Искусство», 1940.

Мольер, Собрание сочинений. 4 тома. «Academia» — Гослитиздат, 1935—1940.

Буало, Поэтическое искусство. Гослитиздат, 1937.

Скаррон, Комический роман. «Academia», 1934.

Пособия

Лансон Г., История французской литературы XVII века. СПБ, 1889; М., 1896.

Левро Л., Драма и трагедия во Франции, 1919.

Мокульский С, Вещественное оформление спектакля во Франции накануне классицизма. «О театре». Временник отдела истории и теории театра. ГИИИ, вып. III, Л., 1929.

Веселовский Ю., Корнель. В его книге «Литературные очерки», т. I, M., 1910.

Батюшков Ф., Корнелев «Сид». СПБ, 1895.

Веселовский Ю., Жан Расин. В его книге «Литературные очерки», т. I, M., 1910.

Иванов И., Расин и его трагедии. «Артист», 1896, № 5.

Тэн И., Расин. В избранных сочинениях Расина. Изд. «Русской классной библиотеки» А. Н. Чудинова. СПБ, 1903.

Франс А., Жан Расин. В I томе Собрания сочинений Расина, изд. «Academia».

Бояджиев Г., Жан Расин. «Театр», 1939, № 11—12.

Блюменфельд В., Проблемы классицизма. «Литературный критик», 1938, № 9—10.

Мокульский С., Французский классицизм. Западный сборник Академии наук.

Веселовский Алексей, Этюды о Мольере: «Тартюф». История типа и пьесы. М., 1879.

Веселовский Алексей, Этюды о Мольере: «Мизантроп». Опыт нового анализа пьесы и обзор созданной ею школы. М., 1881.

Веселовский Алексей, Этюды и характеристики. М., 1891. (Статьи: «Легенда о Дон-Жуане», «Мольер», «Альцест и Чацкий».)

Коклен, Мольер в роли Арнольфа. «Библиотека театра и искусства», 1913.

Мокульский С, Мольер. Серия «Жизнь замечательных людей». М., 1936.

Манциус К., Мольер. Театры, публика, актеры его времени. Гиз, М., 1922.

Отдел третий

ТЕАТР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Геттнер Г., История всеобщей литературы XVIII века. 3 тома. СПБ, 1896—1897.

АНГЛИЯ

Тексты

Лилло, Лондонский купец, или Приключения Георгия Барневеля. СПБ, 1764. (Фамилия переводчика не обозначена. Перевод сделан с вольного французского перевода.)

Мур, Беверлей. М., 1787. (Фамилия переводчика не обозначена. Перевод с французской обработки Сорена.)

Гольдсмит, Ночь ошибок. Пер. и обработка А. д'Актиля. «Искусство», 1939.

Шеридан Р., Соперники. Дер. Т. Л. Щепкиной-Куперник. «Искусство», 1939.

Шеридан Р., Школа злословия. Пер. Ч. Ветринского. «Academia», 1931.

Шеридан Р., Дуэнья.

Пособия

Чебышев А., Очерки из истории европейской драмы. Английская комедия конца XVII и половины XVIII века. СПБ, 1897.

Тэн И., Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы, т. II. СПБ, 1871.

Булгаков А. С. Английский театр при пуританах. «О театре». Временник отдела истории и теории театра. ГИИИ, вып. II. «Academia», Л., 1927.

Полнер Т. И., Гаррик, его жизнь и сценическая деятельность. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. СПБ, 1891.

Минц Н., Гаррик. «Искусство», 1939.

Мастера театра в образах Шекспира. ВТО, 1939.

ИТАЛИЯ

Тексты

Гольдони, Комедии. Пер. И. В. и А. В. Амфитеатровых, с предисловием и примечанием А. В. Амфитеатрова. 2 тома. Изд. «Всемирная литература». (Содержание: т. I —«Комический театр», «Бабьи сплетни», «Любопытные»; т. II «Семья антиквария», «Лгун».)

Гольдони, Комедии. Пер. с итальянского под редакцией и с вступительной статьей А. К. Дживелегова. 2 тома. Изд. «Academia», M., 1933—1936. (Содержание: т. I. —«Честный авантюрист», «Помещик», «Трактирщица», «Забавный случай», «Самодуры», «Дачная лихорадка», «Ворчун-благодетель»; т. II —«Слуга двух хозяев», «Памела в девушках», «Благоразумная дама», «Почтовая гостиница», «Новая квартира»; т. III —печатается.)

Гольдони, Кьоджинские перепалки. Пер. А. К. Дживелегова. «Искусство», 1940.

Гольдони, Хитрая вдовушка. Пер. А. К. Дживелегова. «Искусство» (печатается).

Гольдони, Мемуары. Перевод, введение и примечания С. С. Мокульского. 2 тома. «Academia», 1930—1933. (Библиография во II т.)

Гоцци, Сказки для театра. Перевод Я. и Р. Блох, М. Лозинского и М. А. Осоргина. 2 тома. «Всемирная литература». II. — М., 1923. (Содержание: «Любовь к трем апельсинам», «Ворон», «Король Олень», «Женщина змея», «Турандот», «Зеленая птичка», «Синее чудовище», «Счастливые нищие», «Зобеида», «Зеин».)

Альфьери, Мирра. Пер. А. Элькана. СПБ, 1860.

Альфьери, Октавия. Пер. А. Элькана. СПБ, 1861.

Альфьери, Розамунда. Пер. А. Элькана. СПБ, 1861.

Альфьери, Виргиния. Пер. Бередихина. «Вестник Европы», 1871, кн. 7.

Альфьери, Филипп. Пер. И. Гливенко. В приложении г, его книге «Витторио Альфьери». СПБ, 1912.

Альфьери, Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим. М., 1914.

Федерико, Служанка-госпожа. Интермедия в 2 действиях. Пер. М. А. Кузмина. Во II томе «Хрестоматии по истории западноевропейского театра» под ред. С. Мокульского.

Пособия

Овэтт А., История итальянской литературы. СПБ, 1908. (Есть библиография.)

Муратов П., Образы Италии, т. I. M., 1910.

Вернон Ли, Италия. Вып. II. Театр и музыка. М., 1915.

Мокульский С., Карло Гольдони «О театре». Временник отдела истории и теории театра. ГИИИ, вып. I, Л., 1926.

Мокульский С., Судьба комедии масок в буржуазном театре. «Ученые записки Гос. Педагогического института им. А. И. Герцена», т. II, Л., 1936.

Гвоздев А., Общественная сатира Карло Гоцци. «Северные записки», 1915, кн. 10.

Гвоздев А., Сказочный театр Карло Гоцци и комическая опера Лесажа. В книге А. Гвоздева «Из истории театра н драмы», П., 1923.

Гливенко И., Виорио Альфьерн. Жиаш, и произведения, т. I, СПБ, 1912.

ФРАНЦИЯ

Тексты

Кребильон, Радамист и Зенобня. Пер. С. Висковатого. СПБ, 1810.

Вольтер, Альзира, или Американцы. Пер. Карабанова. СПБ, 1786, 1798, и М., 1811.

Вольтер, Альзира. Пер. Д. И. Фонвизина. Напечатан в «Материалах для полного собрания сочинений Д. И. Фонвизина» под ред. Н. Тихонравова. СПБ, 1894.

Вольтер, Заира. Пер. А. Дубровского. СПБ, 1779; пер. И. Полугорского, М., 1821.

Вольтер, Ирена. СПБ, 1782.

Вольтер, Магомет. Пер. II. Потемкина. СПБ, 1798; пер. Н. Остолопова. СПБ, 1810.

Вольтер, Меропа. Пер. В. Майкова. М., 1775.

Вольтер, Нанина, или Побежденное предрассуждение. Пер. И. Богдановича. СПБ, 1766, 1788.

Вольтер, Смерть Цесарева. Прозаический перевод В. Иевлева. СПБ, 1777.

Реньяр, Серенада, или Музыкант поневоле. Пер. М. Окулова. М., 1788.

Реньяр, Игрок. Б. м., б. г.

Реньяр, Задумчивой. Комедия, вновь исправленная и переложенная на российские нравы В. Лукиным. СПБ, 1769.

Реньяр, Единственный наследник. Пер. В. Лихачева. СПБ, 1904.

Лесаж, Криспен — соперник своего господина. «Искусство», 1939.

Лесаж, Тюркаре. Пер. В. Острогорского. «Всемирная литература», П., 1920.

Детуш, Женатый философ. Пер. В. Каратыгина. СПБ, 1827.

Мариво, Игра любви и случая. М., 1769.

Дидро, Собрание сочинений, т. V, «Театр и драматургия». Пер. Р. И. Линцер. «Academia», M.—Л., 1936. (Содержание тома: «Побочный сын, или Испытание добродетели», «Беседы о Побочном сыне», «Отец семейства», «О драматической поэзии», «Хорош он или дурен? или Любезный насмешник, или Тот, кто служит всем, но никому не может угодить», «Парадокс об актере».)

Мерсье, Судья. Пер. А. Лабзина. М., 1788.

Мерсье, Уксусник. М., 1785.

Бомарше, Трилогия. Пер. В. Морица, вступительная статья А. К. Дживелегова. «Academia», Л., 1937.

Пособия

Лансон Г., История французской литературы, т. II. М., 1898.

Тэн И., Происхождение современной Франции, т. I. Старый порядок. СПБ, 1907.

Иванов П., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII века. М., 1895.

Плеханов Г., Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии. Сочинения. т. XIV, М., 1924.

Чебышев А., Очерки из истории европейской драмы. Французская «слезная комедия». Воронеж, 1901.

Веселовский Алексей, Этюды и характеристики. М., 1894; изд. 4-е, М., 1912.

Шахов А., Вольтер и его время. СПБ, 1907.

Блюменфельд В., Драматургическая теория Дидро. Сборник «Ранний буржуазный реализм». Гослитиздат, Л., 1936.

Бояджиев Г., Дидро и его корреспондентка: письмо мадам Риккобони и ответ Дени Дидро. «Театр и драматургия», 1935, № 3.

Бояджиев Г., Дидро. «Литературный критик», 1937, № 4.

Мокульский С, Бомарше и его театр. Л., 1936.

Вейнберг П., Мариво. «Ежегодник императорских театров», сезон 1899/1900, прилож. 3.

Варнеке Б., Лекен. «Ежегодник императорских театров», 1912, вып. VI.

ГЕРМАНИЯ

Тексты

Ланг Ф., Рассуждение о сценической игре (1727). Пер. В. Н. Всеволодского-Гернгросса, под ред. Ф. А. Лютера. Напечатано в книге «Старинный спектакль в России». «Academia», Л., 1928.

Лессинг, Драмы. Пер. М. Бамдаса и В. Лихачева. «Academia», М.—Л., 1937.

Лессинг, Гамбургская драматургия. Пер. И. П. Рассадина. «Academia», M.—Л., 193G.

Гете, Собрание сочинений, под ред. Н. В. Гербеля. 10 томов. СПБ, 1878—1880.

Гете, Правила для актеров. «Театр и драматургия», 1933, № 8.

Шиллер, Полное собрание сочинений, под ред. С. А. Венгерова. 4 тома. Изд. Брокгауз—Ефрон, СПБ, 1901—1902.

Пособия

Куно Франке, История немецкой литературы. СПБ, 1904.

Мери г Ф., Легенда о Лессинге. М., 1924.

Гриб В., Теория реализма у Лессинга. Сборник «Реализм XVIII века на Западе». Гослитиздат, М., 1936.

Альтман И., Лессинг и драма. «Искусство», 1939.

Гвоздев А., От акробатизма к трагическому искусству (жизненный путь реформатора немецкой сцены Фридриха Шредера). В книге: А. Гвоздев, Из истории театра и драмы. «Academia», П., 1923.

Более полную библиографию по истории западноевропейского театра XVIII века см. в книге С. Мокульского «История западноевропейского театра», т. II, «Искусство», 1939.

© 2000- NIV