Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Зарубежная литература.
Литература XVIII века

Литература XVIII века

XVIII век – эпоха Просвещения. Историческая миссия Просвещения заключалась в том, что оно подготовило Великую Французскую буржуазную революцию, свершение которой означало победу нового политического строя в Европе – буржуазного. Просветители не видели своекорыстия представителей буржуазного класса, ведь на первых порах буржуазия содействовала государственному объединению и экономическому укреплению европейских стран за счет расширения производства, создания новых экономических связей. Заинтересованная в ликвидации феодальной раздробленности, буржуазия экономически поддерживала прогрессивные социально-политические реформы. Все это в свою очередь способствовало как национальному самоопределению отдельных стран, так и общеевропейской культурной интеграции.

Просветители были людьми энциклопедических знаний, и знание они избрали своим главным оружием. Достижение намеченных целей было поставлено в прямую зависимость от просвещенности народа, уровня его благосостояния. Идея самоценности личности, лозунг – никаких отличий, кроме талантов и добродетели – имели в то время огромное значение: они пробуждали в людях высокие, благородные чувства, рождали дух протеста против любого насилия.

Искусство было поставлено на службу просветительской гуманистической программе. Большая часть произведений представляла собою беллетризованные философские трактаты, в них художественно претворялись основные социально-политические тезисы и моральные установки просветительской концепции переустройства общества. Акцент на ведущей роли разума, признание литературы действенным воспитательным средством, внимание к личности – эти приоритеты, оказавшие решающее воздействие и на эстетику, и на творческие методы просветителей.

В раннем Просвещении (1720–1730-е годы) наибольшее распространение во многих странах Европы приобретает просветительский классицизм, позаимствовавший из классицизма XVII века важнейшие принципы построения образов и обработки жизненного материала. Но в отличие от придворных классицистов XVII века классицисты-просветители стремились не укрепить, а расшатать устои абсолютистского государства.

Просветительский классицизм, возникающий в эпоху подготовки Французской буржуазной революции, – искусство высокого гражданского пафоса, самоотверженного служения родине, республике, понимаемой как идеализированное государство вечной Свободы, Равенства, Братства.

В рамках этого искусства нашло свое наиболее полное и конкретное воплощение абстрагирование человеческой личности. Это обобщенные образы доблестных граждан вообще, лишенные какой-либо индивидуализации. В основу характеров, лишенных противоречивых качеств, положена только страсть.

Прямолинейная проповедь политических и философских истин породила дидактизм, схематизм образов в искусстве просветительского классицизма. Несмотря на скованность материалом античной истории и мифологии, односторонность образов, классицизм просветителей сыграл важную общественную роль в эпоху подготовки антифеодальных революций в Америке и Франции.

К середине XVIII века в просветительской литературе появляется реалистическое направление, толчком которому послужило возникновение в Англии жанра семейно-бытового и социального романа (Дефо, Ричардсон, Филдинг, Смоллет). Видными теоретиками этого направления становятся французский просветитель-энциклопедист Дени Дидро и немецкий просветитель Г. Э. Лессинг. Писатели стремятся приблизить искусство к современности, вводят нового героя – обыкновенного человека, показывают его страдания, призывают к ответственности сильных мира сего, взывают к милосердию и состраданию.

В каждой стране просветительский реализм имел свои специфические черты: на его своеобразие накладывали отпечаток исторические условия, национальные литературные традиции, менталитет, фольклор. При этом уже отчетливо обнаруживались и общие черты. Реализм стремился к демократизации литературы. Появляется новый герой – представитель третьего сословия, благородный, открытый человек, вступающий в конфликт с официальной моралью (Вертер Гёте, Том Джонс Филдинга, Сен-Пре Руссо и др.). Стремясь «подражать природе», писатели отвергли строгие правила классицистического искусства, они стремились к правдивости в изображении жизненных явлений. Конечно, творческий метод реалистов эпохи Просвещения отличается от метода реалистов XIX века. Прежде всего это касается индивидуализации: в XVIII веке еще нет гармонического сочетания типического обобщения со своеобразием и неповторимостью отдельно взятого характера. Не было и показа характера в его связи со средой. Как следствие, невнимание к процессу формирования характера, его эволюции. В силу тенденциозности просветительского романа, он оставался зачастую излишне дидактичным.

Во 2-й половине XVIII века аграрно-промышленный переворот в Англии привел к полному разорению деревни, росту безработицы в городах. Неразумность буржуазного порядка стала очевидна многим.

Реакцией на противоречия капитализма стал в литературе сентиментализм (последняя треть XVIII века). Писатели этого направления по своему мировоззрению должны быть отнесены к просветителям: большинство из них считало, что при определенных условиях буржуазный прогресс возможен. Однако вера старших просветителей во всесилие разума была подвергнута сентименталистами строгой критике.

Сентименталисты критиковали дворянство за развращенность, буржуазию – за холодный прагматизм, меркантильность и бессердечие; они с сочувствием изображали представителей низших классов, требовали внимания к их проблемам и нуждам. Наиболее революционная часть сентименталистов (Руссо и его последователи), протестуя против социальной несправедливости, требовала самой решительной, не исключая революционной, перестройки всех буржуазных структур. При этом непримиримой их позиция была только по отношению к социально-политическим установкам буржуазного мира и его морали. Появившееся в начале 1770-х годов предромантическое направление (Д. Макферсон, Т. Чаттертон) обнаружило свою враждебность не только к морали, быту и законам буржуазного строя, но и к искусству Просвещения. Предромантики доказывали, что философия разумного эгоизма и рационального индивидуализма не что иное, как искусная маскировка порочных эгоистических страстей, преступлений ради защиты интересов буржуазного индивидуализма. Популярным в последней трети XVIII века был так называемый «готический» (или «черный») роман, роман кошмара и ужасов, ставший художественным воплощением кризиса просветительских идей.

В годы французской революции 1789–1794 годов расцветает реалистическая литература революционной и демократической направленности в Англии и Франции (Бёрнс, Крабб, Шеридан, Бомарше) и прогрессивно-гуманистическая – в Германии (Гёте).

Литература Англии

Английское Просвещение было связано с общеевропейским своей антифеодальной и антицерковной направленностью, но имело свои особенности. Историческими предпосылками его возникновения послужили буржуазные революции в Англии (1649-й 1688-й гг.), результатом которых явился компромисс между дворянством и буржуазией, приведший к установлению новой формы власти – ограниченной конституционной монархии. В стране были провозглашены свобода вероисповедания, свобода мысли, слова. Английское Просвещение поэтому было умеренным, оно не готовило революцию, как это было во Франции, и, следовательно, не имело боевого политического духа. Главным для английских писателей-просветителей стало изучение и изображение быта и нравов. Они хотели воздействовать на общественную жизнь страны, бороться с остатками феодализма путем нравственного преображения членов общества. Просветители верили в добродетельную природу человека (особенно на раннем этапе), но вера эта сочеталась с реальным, трезвым пониманием действительности.

Историю английского Просвещения можно разделить на три этапа.

Первый этап – Раннее Просвещение (1689 – 20-е годы XVIII века) – характеризовался в целом оптимистическими представлениями о мире: новые порядки воспринимались некоторыми просветителями как разумные и справедливые, соответствующие порядкам «естественным». В литературе эта линия проводилась в творчестве поэта-классициста Александра Попа, писателей Джозефа Аддисона, Даниэля Дефо. Критическим был взгляд на действительность у Джонатана Свифта, который не разделял оптимистических иллюзий своих современников.

Зачинателем английского просветительского реалистического романа был Д. Дефо (1661–1731), принадлежавший к умеренно буржуазному крылу просветительского движения. Им написаны романы «Записки кавалера», «Капитан Синглтон», «История полковника Джека», «Молль Флендерс» и др. Мировую славу принес ему роман «Робинзон Крузо» (1719–1721), написанный в увлекательной авантюрной манере. «Робинзон Крузо» может быть отнесен и к роману воспитания. Дефо рисует, как жизненные трудности формируют характер Робинзона, учат мудрости. Просветительская тенденция проявилась в том, что Дефо сознательно изолирует своего героя, но не от цивилизации и ее достижений, а от общественных отношений. В труде и размышлениях Робинзон делает свою жизнь полноценной и счастливой. «Естественный» человек, он, тем не менее, наделен буржуазной психологией. Следовательно, естественными, нормальными отношениями между людьми, которые соответствуют человеческой природе, Дефо считал отношения буржуазные.

Главной в концепции Дефо была идея волевой активности личности. Человек может и должен всего добиваться сам, побеждать, ломать все преграды как в мире природы, так и в мире людей. Дефо наделил своего героя не только прекрасными человеческими качествами – мужеством, умом, волей, трудолюбием, но и всеми чертами человека буржуазного общества – практицизмом, пуританской религиозностью, расчетливостью. Образом Робинзона, труженика, своим трудом обеспечивающего победу над природой, Дефо утверждает жизнерадостный взгляд на мир, выражает веру в созидательные силы человека.

Дж. Свифт (1667–1745) начинал как автор памфлетов («Битва книг», «Сказка бочки»). Самым значительным его произведением является роман «Путешествия Гулливера» (1726). Сатирико-философский роман состоит из четырех частей: путешествие к лилипутам, к великанам, на остров Лапуту и в страну лошадей. Свифт не верил в буржуазный прогресс. Роман последовательно разоблачает буржуазию.

Используя язык художественной условности, Свифт доказывает, что в Англии, где правят корыстная знать и стяжатели-буржуа, не может быть благоденствия. Просветительство Свифта проявилось в правдивом изображении общественных пороков с намерением их ликвидировать: писатель дает мудрые советы, предлагает реформы. Его цель – исправить нравы, просветить умы, сделать государственную жизнь разумной и справедливой.

Второй этап – Зрелое Просвещение (40–60-е годы XVIII века).

В это время окончательно сформировался под пером Сэмюэл Ричардсона, Генри Филдинга, Тобайаса Смоллета основной просветительский жанр – семейно-бытовой нравоописательный роман воспитания. В нем английские писатели выражали доверие человеческой природе, уважение к заложенным в человеке возможностям – его разуму, воле, энергии. В романе отразились основные черты просветительского реализма: он широко и полно описывал английскую жизнь, быт и нравы. В этом романе не было бездумной идеализации человека, роман отличался честностью в изображении человеческих слабостей. Однако в это же время наблюдается начало кризиса просветительского оптимизма, который выражался во все более обостряющейся критике существующих отношений как порождения буржуазного строя.

Сэмюэл Ричардсон (1689–1761) – основоположник семейно-бытового романа, предтеча сентиментализма. Известность Ричардсону принесли три романа, с которыми в английскую художественную прозу пришел углубленный анализ душевной жизни героев, психологизм. Избранный жанр – роман в письмах – в немалой степени этому способствовал.

Героиня первого романа Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), простолюдинка по происхождению, нравственным поведением заслужила любовь своего хозяина, подвергшего молодую служанку навязчивым ухаживаниям и откровенным домогательствам. В результате господин женится на крестьянской девушке.

Во втором романе «Кларисса Гарлоу, или История молодой леди» (1748) Ричардсон рассказывает о печальной судьбе молодой доверчивой девушки, обманутой светским щеголем. Но любвеобильный Ловелас, которого писатель хотел выставить в самом невыгодном свете, увлек читательниц. Ричардсон решил исправить ситуацию и написал третий роман «История сэра Чарльза Грандисона» (1754). Герой романа стал олицетворением пуританских нравственных добродетелей. Рассудочная схематичность характера героя, откровенная назидательность разочаровали читателей. Новую попытку создать роман Ричардсон не предпринимал.

Ричардсон стал предвестником сентиментализма.

Генри Филдинг (1707–1754) открыл в Англии путь реализма. Литературную деятельность Филдинг начал как драматург, автор семейно-бытовых и социально-политических комедий («Политик из кофейни, или Судья, пойманный в ловушку» (1730), «Дон Кихот в Англии» (1734), «Пасквин» (1736) и др.). Сатирические комедии Филдинга явились важным этапом в борьбе за демократизацию английского театра. Драматург обличал продажность судей, нечистоплотность политиков, бессердечность властей. После введения в стране театральной цензуры (1737) театр Филдинга был закрыт.

Второй период творчества Филдинга, начавшийся в 1740 году, отмечен созданием его реалистических романов. Имея адвокатский опыт и судебную практику, Филдинг обладал богатейшим материалом для художественного творчества. Первый роман Филдинга «История Джонатана Уайльда Великого» (1743) – ироническая биография скупщика краденого и тайного главаря преступной шайки, повешенного в Лондоне в 1721 году. Филдинг смело указывает на связь высокопоставленных особ с людьми преступного мира, показывая, что доходы преуспевающих коммерсантов и активная деятельность иных влиятельных лиц мало чем отличаются от добычи и похождений «героев» городских притонов.

Второй роман Филдинга «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга мистера Абрагама Адамса» (1742) задуман как пародия на модный в то время роман Ричардсона «Памела, или Вознагражденная добродетель», идеализировавший буржуазную мораль. В романе Филдинга все происходит «наоборот»: не ответивший на любовные излияния своей хозяйки леди Буби, лакей Джозеф уволен и изгнан из дома. Связь с «Памелой» подчеркнута родством героев двух романов.

Вершиной творчества Филдинга стал роман «История Тома Джонса, найденыша» (1749). Автор описывает приключения влюбленных друг в друга героев – Тома Джонса и Софьи Вестерн. События разыгрываются в помещичьих особняках, в воровских притонах, на проезжих дорогах. На страницах романа выведена пестрая галерея лицемеров всех рангов, бессердечность и цинизм которых прикрыты высокими словами о добродетели.

Главная задача «нового вида литературы», первооткрывателем которой считал себя Филдинг, – живописать характер: «Величайшим предметом для пера наших историков и поэтов является человек; и, описывая его действия, мы должны тщательно остерегаться, как бы не переступить границы возможного для него».

Стремление к правдивости роднит Филдинга с писателями-реалистами XIX века, но в отличие от представителей критического реализма, Филдинг, как все просветители, считал негативные явления современного ему мира не пороками системы, а достойными порицания недостатками человеческого поведения вообще. Отсюда и оптимистические финалы его романов. Это, однако, не характеризует Филдинга как мечтателя, живущего иллюзией быстрой победы над злом. Писатель трезво смотрел на мир, гневно обличая в своих произведениях ханжество и лицемерие буржуазного общества.

Соратником Филдинга по демократическому лагерю бал Тобайас Джордж Смоллет (1721–1771). Самыми известными романами писателя являются «Приключения Родерика Рэндома» (1748) и «Приключения Перегрина Пикля» (1751). Критика английского общества в его произведениях носит даже более резкий характер, нежели у Филдинга.

Третий этап – Позднее Просвещение (60–90-е годы XVIII века).

В литературе возникает новое направление – сентиментализм, получивший свое название от романа Л. Стерна «Сентиментальное путешествие». Утратив веру в безграничные возможности разума, сентименталисты предпочитают ему чувство. Они считают, что воспитание чувств может исправить или смягчить царящее в мире зло. Сентименталисты идеализировали патриархальные отношения как утраченную эпоху гармонии. Оттого они наполнялись пессимизмом, а некоторые даже поэтизировали смерть (Голдсмит, Грей).

Основателем сентиментализма стал Лоренс Стерн (1713–1768). Просветительскому рационализму он противопоставил сердце, чувствительность. Личность для Стерна – уже не часть общественного организма, писателя интересует индивидуальное начало. Стерн полагал, что воспитание чувств – главная просветительская задача. Стерн – автор двух романов. Один из них – «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», другой – «Сентиментальное путешествие». В обоих произведениях Стерн полемизирует с предшествующей просветительской литературой и рационалистическим взглядом на мир. Его романы – пародия на реалистический социально-бытовой роман и роман-путешествие старших просветителей. Главный интерес Стерна – не социальные и семейно-бытовые отношения, а душевная жизнь героев, их субъективные переживания, чудачества, странности – все, что делает их непохожими на «серьезных» и респектабельных представителей общества. Мир воспринимается художником как нечто иррациональное, не доступное логическому мышлению. Композиция романов определяется развитием субъективных переживаний героев, их прихотливо сменяющих друг друга мыслей и настроений.

К сентиментализму примыкает и творчество Оливера Голдсмита (1728–1774). Как представитель этого направления он выступает в стихах и поэмах. В драме и романе писатель следует традиции просветительского реализма. В своих произведениях Голдсмит демократичен: он с сочувствием рисует жизнь крестьян, описывает судьбы простых людей, осуждает произвол страстей. Комедия Голдсмита «Она смиряется, чтобы победить» (1773), роман «Векфильдский священник» (1776) и другие сыграли большую роль в становлении реалистической литературы.

Выдающимся представителем английской реалистической драмы является Ричард Бринсли Шеридан (1761–1816) – автор социально-бытовых комедий, высмеивающих быт и нравы буржуазно-аристократической Англии. Самой известной пьесой является комедия «Школа злословия» (1777). Автор высмеивает светский салон леди Снируэл, где рождаются интриги и сплетни, разрушающие репутации и счастье людей. Комедия Шеридана утвердила на английской сцене реалистические принципы и имела большое значение для развития последующей английской драмы.

В последней трети XVIII века ведущей в английской литературе является поэзия. Наряду с сентиментализмом в ней проявляются элементы нового направления – романтизма. Для поэтов-предромантиков характерен прежде всего интерес к устному народному творчеству. Они с увлечением собирают памятники фольклора (старинные баллады, песни, сказки, леген-ды).

Среди увлеченных собирателей фольклора был шотландский поэт, сын крестьянина, Джеймс Макферсон (1736–1796). В 1765 году Макферсон издал сборник старинных героических сказаний и песен, якобы принадлежащих древнекельтскому барду Оссиану, на самом деле представляющих талантливую стилизацию. Факт авторства «Песен Оссиана, сына Фингала» был установлен значительно позже. Трогательно-сентиментальные поэмы Макферсона были важны для развития литературы, ими вдохновлялись Гёте, Руссо, Блейк, Гейне, Пушкин. Кроме того, «Песни» побудили научный интерес к фольклору.

Блестящую стилизацию среднеанглийского языка XV века создал современник Макферсона Томас Чаттертон (1752–1770). Юному поэту удалось блестяще передать тональность и дух поэзии эпохи раннего Возрождения.

Наиболее значительной фигурой третьего периода английской литературы является великий шотландский поэт Роберт Бёрнс (1759–1796). Бёрнс отдал дань сентиментализму. Однако наиболее значительными были в его творчестве реалистические традиции английских просветителей.

В своих произведениях поэт стремился правдиво отразить жизнь и духовный облик народа, высказать социальный протест. С большим чувством Бёрнс изображает жизнь шотландских крестьян. Он описывает их труд и быт, бескорыстие и искренность. Гордость простого человека – тема стихотворения «Честная бедность», «К Тибби». Как заступник обездоленных выступает Бёрнс в стихотворении «Веселые нищие». Мысль о неиссякаемых силах народного духа звучит в балладе «Джон – Ячменное зерно». В поэзии Бёрнса выражена ненависть к сильным мира сего и горячая любовь к Родине, к простому народу, угнетаемому знатью, церковниками, буржуа («В горах мое сердце», «Шотландская слава», «Святая ярмарка» и др.).

Проникновенностью и искренностью дышат стихотворения Бёрнса о любви, пейзажная лирика отличается ароматом родных полей и лесов, задушевным лиризмом. Художественное мастерство Бёрнса питается традициями народного творчества, реалистическими достижениями просветителей. Творчество народного поэта насыщено духом революционной борьбы, протестом против насилия, животворным оптимизмом.

Немецкая литература

Характер немецкого Просвещения во многом определили экономическая и политическая отсталость Германии в XVIII веке, медленное созревание сознания бюргеров (они не видели общих интересов, боролись, как правило, за права отдельной личности).

Немецкое Просвещение было умозрительным и отличалось углубленным изучением вопросов исторического, религиозного, культурного развития человечества.

Первый этап (1720–1740-е годы) характеризовался известным оптимизмом; в основе его идеологии лежала рационалистическая философия: распространение разумных воззрений, считали они, снимет все общественные неустройства.

Наиболее характерной для этого периода была деятельность Иоганна Христофа Готшеда (1700–1766) – вождя немецкого классицизма. Готшед в 1730-е годы пытался провести литературную и театральную реформу. Эстетические теории Готшеда были направлены против художественной системы барокко. Готшед считал литературу главным средством воспитательного воздействия, поэтому она должна быть возвышенной и разумной. Писатель возвел французский классицистический канон в норму, сделав его обязательным для немецких литераторов. Следуя классицистическим нормам, Готшед видел главный принцип искусства в подражании «совершенной природе»; ясность и логичность изложения он ставил в зависимость от разносторонности познаний художника, его понимания разумности. Параллельно с классицизмом Готшеда развиваются поэзия барокко (Гюнтер) и рококо (Хагедорн), утопический роман (Шнабель).

Второй этап немецкого Просвещения (1750–1760-е годы) отличается активностью просветительской мысли. В области эстетики обосновываются принципы реалистического отражения действительности. В этот период создается национальная литература, основанная на изучении немецкого характера, на отражении насущных потребностей страны. Наиболее полно реалистические тенденции были представлены в творчестве Готхольда Эфраима Лессинга (1729–1781). Большое значение для искусства имели два эстетических труда Лессинга: трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) и сборник театральных рецензий «Гамбургская драматургия» (1767–1769).

В «Лаокооне», посвященном известной античной скульптурной группе, Лессинг определяет границу между двумя видами искусства – живописью и поэзией. Живопись – область пространства, поэзия – времени. Каждая сфера искусства имеет свои законы, которыми пренебрегать нельзя. Лессинг настаивает на активном искусстве, выступает против описательности в поэзии как инородном элементе для этого вида искусства. Гёте в своих воспоминаниях («Поэзия и правда») писал: «Надо превратиться в юношу, чтобы понять, какое потрясающее впечатление произвел на нас Лессинг своим «Лаокооном», переселив наш ум из области печальных и туманных созерцаний в светлый и свободный мир мысли. Фальшиво толковавшееся до сих пор было отброшено в сторону, и разница между искусствами пластическими и словесными объяснена».

«Гамбургская драматургия» явилась своего рода манифестом немецкого Просвещения. В ней Лессинг выступил как убежденный реалист. «Не может быть великим то, что неправдиво!» – говорит он. Задачей искусства должно быть изображение обыкновенных людей, а не царей и полководцев; он выступал против изысканности, чопорности языка классицистической трагедии. Если классицистическая теория утверждала вечность, неисторичность определенных типов характеров, то Лессинг вслед за Дидро доказывает обусловленность характера человека социальной средой. Характер несет на себе черты сословия, доказывал Лессинг. Отсюда и особенности драматургического конфликта: он должен строиться не на отвлеченном принципе противоположности характеров, а воспроизводить реальные конфликты между сословиями, борьбу сословий. Лессинг зовет писателей изображать реальную жизнь общества.

Лессинг создал в Германии жанр бюргерской драмы, противопоставив ее классической трагедии («Мисс Сара Сампсон» (1755), «Минна фон Барнхельм» (1767), «Эмилия Галотти» (1771), «Натан Мудрый» (1779).

Третий этап просветительского движения (1770–1780-е годы) получил название «Бури и натиска». Он представляет собой немецкий вариант европейского сентиментализма, отмечен ярким бунтарским характером. Штюрмеры утверждали равенство всех людей в чувстве, которое выдвигали на первый план в противовес рассудку, так как видели в чувстве главную ценность человека. Это был бунт против деспотизма, сословных предрассудков, нравственного подавления личности. Основной целью штюрмеров было создание национальной немецкой литературы. Отсюда их пристальное внимание к фольклору, памятникам старины.

Идейным вождем штюрмерского движения стал выдающийся немецкий философ и писатель Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803), основоположник фольклористики в мировом масштабе. Его перу принадлежат такие известные произведения, как «Фрагменты о новейшей немецкой литературе» (1766–1768), «О Шекспире» (1770), «Об Оссиане и песнях древних народов» (1773) и др. Гердер впервые выдвигает принцип исторического подхода к искусству. Он утверждал, что к памятникам культуры и искусства нельзя подходить с неизменной, раз и навсегда установленной меркой. Писатель является выразителем своего времени и этим ценен. Поэтому Гердер отвергает всякое подражание, требует оригинального, самобытного искусства. Гердер отказывается от одностороннего рационального подхода к творчеству, требует динамики, чувственной насыщенности поэтической речи. Большую роль он отводит фантазии, выдвигает концепцию интуитивного познания действительности. Гердер впервые разработал понятие народности. Основой искусства он считал фольклор. Борьба Гердера за самобытную немецкую литературу имела огромное влияние на современников.

Штюрмерское движение представляли Клингер, Ленц, Фосс, Шубарт, Бюргер, Гёте и Шиллер в раннем творчестве и др. Они провозгласили свободу творчества, в их сочинениях появился новый герой – сильная личность. Языку штюрмеров свойственна эмоциональная напряженность, страстность. Самая яркая примета стиля – контрастное сочетание высокой патетики и обыденно-разговорной речи.

Четвертый этап (1780–1790-е годы) получил название «веймарского» (по названию города, где поселились Шиллер и Гёте). В этот период нашло выражение разочарование в бунтарстве, понимание невозможности в условиях современной Германии вооруженной борьбы со злом. Гёте и Шиллер убеждаются в том, что действовать возможно только в сфере искусства. Взамен идеи политического переустройства они выдвигают идею эстетического воспитания человека. Писатели сочетали тенденции классицизма с шекспиризацией, глубоким и всесторонним исследованием характеров.

Иоганн Христоф Фридрих Шиллер (1759–1805) – поэт, драматург, теоретик искусства (драмы «Разбойники», «Заговор Фиеско», «Коварство и любовь», «Валленштейн», трагедии «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», народная драма «Вильгельм Телль», стихотворения, баллады, эстетические труды).

«Разбойники» (1781) – самое яркое произведение периода «Бури и натиска». Пьеса обращена против тирании. Популярная тема вражды двух братьев решена как масштабный гражданский конфликт. Юный Карл Моор, оклеветанный своим братом, отвергнутый отцом, разлученный с невестой, решает искоренить зло силой. Хотя источником несправедливости является его брат Франц, Моор выступает против общей несправедливости, он бунтарь и политический мятежник. Однако великодушного и возвышенного Карла Моора мучит неизбежность насилия. Разуверившись уничтожить мировое зло, он добровольно отдается в руки властей.

К штюрмерскому периоду принадлежит также драма «Коварство и любовь», названная автором «мещанской трагедией». В ней порочному и бессердечному миру вельмож противопоставляется семья скромного музыканта Миллера, достойного и порядочного человека. Его дочь Луиза и молодой дворянин Фердинанд фон Вальтер любят друг друга вопреки феодальным сословным предрассудкам. Низкие интриги герцогского двора приводят героев к гибели.

Переходной от штюрмерского к новому этапу творчества стала первая историческая драма «Дон Карлос» (1787). В противоположность Карлу Моору, собственными руками расправлявшемуся с жестокими дворянами, мечтатель Поза на коленях просит короля даровать подданным свободу мысли. Но Шиллер показывает утопичность своих идеалов в современных политических условиях Германии: «Нет, для моих священных идеалов // Наш век еще покуда не созрел». Благородный маркиз Поза погибает, спасая Карлоса. Не спасается и дон Карлос: Филипп II передает сына в руки инквизиции.

В «веймарский период» (1790-е годы) Шиллер отходит от революционных, бунтарских настроений. После завершения «Дон Карлоса» наступает десятилетний перерыв в его драматургическом творчестве. Растет его интерес к морально-этическим проблемам, эстетическим вопросам («Письма об эстетическом воспитании человека» (1793–1795).

Отголоском бунтарских настроений прозвучало стихотворение «К радости» (1785), венчающее Девятую симфонию Бетховена. Оно отразило веру поэта в свершение светлых идеалов человечества. Оптимизмом наполнены исторические работы Шиллера «История отпадения Соединенных Нидерландов» (1788) и («История Тридцатилетней войны» (1789).

1787 год стал в творчестве Шиллера «балладным» («Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли», «Рыцарь Тогенбург» и др.). Шиллер преобразует жанр баллады, добиваясь психологичности в изображении характеров, пластичности в воссоздании исторической обстановки, драматургичности конфликта. Иносказательный план баллад обращен к нравственным, философским, эстетическим про-блемам.

После десятилетнего перерыва Шиллер отказывается от «мещанской драмы» и обращается к жанру «высокой трагедии». Теперь он сосредоточил внимание на событиях истории Тридцатилетней войны. Трилогию о полководце Валленштейне отличают масштабность замысла, напряженность конфликтов, актуальность проблематики. В центре трилогии проблема сильной личности и ее ответственности перед судьбой народа. Первая часть «Лагерь Валленштейна» (1797) – своеобразная экспозиция, в которой армия выражает преданность своему полководцу, всецело ему доверяя. Под напором обстоятельств и козней приближенных («Пикколомини», 1798) Валленштейн вступает на скользкий путь интриг и становится жертвой заговора («Смерть Валленштейна», 1799).

В трилогии наряду с исторической важна нравственная проблематика. С позиций Просвещения Шиллер осуждает войну за бессмысленное и бесчеловечное кровопролитие. В 1800–1802-х годах Шиллер создает исторические трагедии «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева», в 1803 году появляется «Мессинская невеста».

Последняя законченная пьеса – историческая драма «Вильгельм Телль» (1804) – посвящена событиям, разыгравшимся в период швейцарского народного восстания против австрийских завоевателей в начале XIII века. Главным героем драмы стал легендарный охотник Вильгельм Телль, отомстивший имперскому наместнику Геслеру за унижения и притеснения.

Несмотря на свою политическую тематику и значительную удаленность во времени, трагедии Шиллера сохраняли тесную связь с политической борьбой его времени. Через все творчество Шиллера красной нитью проходит критика абсолютизма, феодально-церковной реакции и захватнических войн.

Венцом немецкого и европейского Просвещения является творчество Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832). Наследие Гёте – грандиозный итог всего, что было сделано «веком разума», – разнообразно и огромно: стихотворения, поэмы, повести, романы, воспоминания и многочисленные статьи. Художественный метод Гёте называют универсальным: в нем сочетаются черты барокко и рококо, сентиментализма и классицизма. Два основных этапа творчества писателя – это период «Бури и натиска» (до 1775 года) и «веймарский» период. В период «Бури и натиска» Гёте дружит с известным историком и философом Гердером, оказавшим на него благотворное влияние и вдохновившим многими плодотворными идеями. Благодаря Гердеру развивается интерес Гёте к народному творчеству, он создает новый тип лирики. В ней переплетаются две тенденции – интимное начало, свойственное строю народной песни, и традиция философского гимна, идущая от Клопштока. К этому времени относятся драма «Гец фон Берлихинген» и штюрмерский роман «Страдания молодого Вертера».

В основе романа – реальное биографическое переживание, связанное с несчастной любовью самого писателя. Роман в письмах, каким является «Вертер», начинается с настроения легкой меланхолии, но в конце превращается в лирический дневник, когда одинокий герой, описывая свои чувства, обращается лишь к самому себе. История Вертера – это рассказ о молодом человеке незаурядных способностей, который не находит достойного места в обществе и не находит себя даже в общении с природой. Любовь к Лотте – попытка Вертера найти близкого человека – доброго, простого, естественного. Но то, что героиня принадлежит другому, усугубляет драму героя. Одиночество в конце концов приводит его к самоубийству. Эффект романа был оглушительным, а его воздействие на нравы – весьма драматическим: волна самоубийств прокатилась по Европе. Произведение знаменовало одновременно писательскую зрелость и идейный кризис писателя, который разочаровался в индивидуалистическом бунте «бурных гениев».

Переходным произведением от штюрмерства к новому этапу творчества стала трагедия «Эгмонт» (1787). Тема пьесы – борьба нидерландского народа против испанского владычества. Главный герой трагедии Эгмонт – это новый, универсальный человек, о котором Гёте мечтал. Герой гибнет не только потому, что попал в ловушку к герцогу Альбе, но еще и потому, что время для гармоничного человека, каким является Эгмонт, еще не наступило.

Образцом идеального искусства в веймарский период для Гёте была античность. Лучшие произведения Гёте этого времени отличались пластической завершенностью формы, наглядностью и выпуклостью образов, отточенным языком. В классицистической трагедии «Ифигения в Тавриде» Гёте выражает уверенность, что только гуманность и красота могут спасти мир. Нравственный максимализм личности утверждается в трагедии «Торкватто Тассо» (1789). Жизненную трагедию итальянского поэта он показал как социальную.

Искренняя дружба связывала Гёте с Шиллером. В творческом сотрудничестве с ним Гёте создает свои знаменитые баллады: «Лесной царь», «Певец», «Коринфская невеста», «Бог и баядера».

В 1796 году писатель создает воспитательный роман об искусстве и художнике «Годы учения Вильгельма Мейстера», в котором Гёте показывает становление личности. Странствуя по Германии, герой стремится обрести себя. В конце романа он приходит к выводу о необходимости практической деятельности. Вторую часть дилогии «Годы странствий Вильгельма Мейстера» Гете создает в 1829 году.

Трагедия «Фауст» (1831) – самое значительное произведение зрелого творчества Гёте. Его часто и справедливо называют поэтическим завещанием писателя человечеству. Над этой книгой Гёте работал более шестидесяти лет. В основу трагедии положена старинная легенда об ученом-чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом. Но Гёте существенно перерабатывает старинный сюжет, уже использовавшийся в народной книге о докторе Фаусте (1587), трагедии английского драматурга К. Марло «Доктор Фауст» (1588–1589) и др., насыщая его просветительской проблематикой. «Фауст» у Гёте – сложное, многогранное произведение и по содержанию, и по стилю, языку, композиции. Главная проблема книги сформулирована в прологе. Это «вечные», философские вопросы о смысле человеческой жизни, о поиске правды. Спор между Господом и Мефистофелем призван решить Фауст – беспокойный, ищущий человек.

Познав книжную мудрость, он ощущает, что еще не понял главного – «вселенной внутреннюю связь». Поиск истины Фауст осуществляет в непрестанном споре с Мефистофелем. Испытания-соблазны, которым подвергает Мефистофель Фауста в первой части трагедии, протекают в обстановке повседневности, в реальном мире. Одно из важнейших событий первой части – встреча Фауста с Маргаритой. Любовь преображает и обогащает Фауста, впервые после одиноких умствований в нем пробуждается простая человечность. Страсть к Маргарите и козни Мефистофеля ведут Фауста к тяжким преступлениям: он повинен в гибели матери Маргариты, в убийстве ее брата Валентина. Умирая, Валентин проклял сестру, предав ее всеобщему позору. Фауст не сразу узнал о дальнейших ее бедах. Он бежал от расплаты за убийство, поспешив из города вслед за своим вожатым. Спасаясь от людского гнева и суда, Маргарита, брошенная Фаустом, утопила в реке своего ребенка. Теперь, как убийца и блудница, она заточена в тюрьму и в колодках ожидает казни.

Тем временем Фауст вместе с Мефистофелем мчится на гору, где в Вальпургиеву ночь начинается шабаш ведьм. Здесь все объято разгулом бесовских сил. Фауст заражается духом вакханалии. Он пускается в пляс с молодой красоткой. И тут в одной из теней Фауст узнает Маргариту. Он видит ее в темнице, обезумевшую от потрясений, с кровавым рубцом на шее. Раскаяние в содеянном, безмерное сострадание к Маргарите в какой-то мере очищают его душу, он предпринимает попытку вызволить Маргариту из тюрьмы. Но та не соглашается на побег. Предпочтя мученическую смерть и Божий суд, искренне раскаявшись, она спасает свою душу.

Вторая часть – более сложное, условное повествование, где действуют исторические и мифологические персонажи. Стремление Гёте охватить во второй части громадный промежуток истории – от античности до первой четверти ХIХ века – заставляет его постоянно прибегать к аллегориям. Образ Фауста обретает здесь принципиально новый смысл. Гёте рисует иносказательную картину современности, философски осмысливая ее противоречия. Все более расширяются по сравнению с первой частью сферы деятельности Фауста: это и государственная деятельность, и строительство плотины. Однако энергия Фауста часто служит корыстолюбию и наживе власть предержащих, а его стремление осчастливить людей сталкивается с их сопротивлением и отказом от «навязанного» Фаустом благополучия. Так, Фауст помогает реализовать план Мефистофеля по пополнению денежных запасов императора, а император благодаря бумажным деньгам Мефистофеля доводит страну до полного разорения. Фауст соглашается, чтобы Мефистофель призвал на помощь императору волшебный «горный народ» в лице трех аллегорических богатырей (Догоняй, Забирай и Держи-Крепче), и тот с их помощью при участии Фауста и Мефистофеля обращает в бегство войска мятежников. В заключительной сцене четвертого действия торжествующий победу император награждает князей и распределяет между ними государственные посты. Свою награду – морской берег – получает и Фауст.

В пятом действии Фауст отвоевывает землю у моря. Он мечтает о заселении этой новой страны свободным и трудолюбивым народом. Фауст строит большой торговый город. На месте старой часовни, принадлежащей пожилой чете, Филемону и Бавкиде, Фауст хочет построить сторожевую башню, но привыкшие к своему жилищу старики не хотят менять его ни на какое другое. Фауст обращается за помощью к Мефистофелю, который совершает очередное злодейство.

Фауст продолжает строительство, призывая всех к упорному труду. Им овладевает неистовая радость и энергия: «Вставайте на работу дружным скопом! Рассыпьтесь цепью, где я укажу. Кирки, лопаты, тачки землекопам! Выравнивайте вал по чертежу!» Ослепший, он не видит, что в это время вокруг него копошатся не строители, а злые духи. Они роют ему могилу. Ирония Гёте направлена на одно из главных противоречий современного ему буржуазного мира, в котором активная научно-практическая деятельность, нацеленная на создание материальных благ, оказывается в конечном счете антигуманной, так как за альтруизмом и щедрыми обещаниями современных мефистофелей-дельцов скрываются прагматичный расчет и выгода.

После смерти Фауста появляются небесные силы, начинается борьба бесов с ангелами. Мефистофель осыпает ангелов проклятиями. Но розы, разбрасываемые ангелами и загорающиеся от огненного дыхания бесов, жгут тело Мефистофеля. Не выдержав борьбы, бесы бегут, и ангелы, завладев душой Фауста, поднимают его к небесам. Душа Маргариты просит Богоматерь, чтобы ей было дозволено наставить к новой жизни душу ее земного возлюбленного. Фауст прощен и увенчан ореолом славы, потому что не застывал в своих исканиях счастья и добра и постоянно стремился вперед.

В символико-иносказательной форме Гёте осмысливает исторический и нравственный путь человечества. Трагедия «Фауст» – синтез художественных и философских исканий XVIII века.

Французская литература

XVIII век во Франции – это время упадка и разложения абсолютной монархии и подъема буржуазии, которой было тесно в рамках самодержавия. Она искала пути для общественного переустройства. Во 2-й половине 1780-х годов во Франции сложилась революционная ситуация, которая вылилась в Великую французскую буржуазную революцию (1789–1794).

Просвещение включало в себя политические, культурные и общественные идеи – прогресса, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости.

Одной из важнейших задач была широкая популяризация просветительских идей. Недаром важнейшим актом интеллектуальной и гражданской деятельности был выпуск с 1750-х годов «Энциклопедии» Даламбером и Дидро, пересматривающей прежнюю систему человеческих знаний и выводящей на первый план идею воспитания человека. Литература Просвещения во Франции была чрезвычайно многогранной. В ней выступают в единстве художественное и публицистическое начала, отчетливо проявляются пропагандистские и сатирические тенденции. В ней преобладали публицистические, пропагандистские, сатирические тенденции. Основными жанрами стали политический философский трактат, философский роман, гражданская трагедия.

Французское Просвещение можно разделить на два этапа.

Раннее Просвещение (1715–1750) отличалось умеренной оппозиционностью. Это было время собирания просветительских сил, формирования просветительских жанров. К первому периоду относится творчество Алена Лесажа, Шарля Луи Монтескье, начало просветительской и литературной деятельности Вольтера.

Ален Рене Лесаж (1668–1747) – автор известных романов «Хромой бес» (1707), «Жиль Блаз де Сантильяна» (1715–1735), комедии «Тюркаре».

В центре пьесы «Тюркаре» – зловещая фигура откупщика, взимающего с людей не только установленные государством суммы, но и огромные барыши, увеличивая и без того непосильное бремя налогов. Лесаж создал в комедии злую сатиру на крепнущую буржуазию. В романе «Хромой бес» читатель видит порочную действительность глазами двух героев – беса Асмодея и студента Клеофаса. Асмодей показывает Клеофасу целую галерею социальных типов. Все заражены пороком, людей наполняют тщеславие, недостойные чувства и мысли. На фоне бездельников, развратников, кутил и воров Лесаж показывает лишь одного честного человека. Это старый сапожник, который возвращает сыну подаренные им деньги, не желая жить без труда.

Роман «Жиль Блаз» создавался на протяжении 20 лет. Он состоит из 12 книг и представляет собой историю жизни и приключений человека третьего сословия, его духовную биографию и вместе с тем нравственную характеристику общества.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) смело поднимал самые животрепещущие и больные вопросы своего времени, привлекая к ним внимание французской и европейской общественности. «Персидские письма» – философский роман-трактат, в котором автор рассматривает два типа государства: восточную деспотию и европейскую монархию. Знатный Узбек и его друг Рика оставляют родную Персию и отправляются в мир «цивилизации», сообщая в письмах домой о своих впечатлениях и наблюдениях. Такая форма давала автору большие возможности для изложения собственных критичных суждений и в то же время помогала обмануть бдительность цензуры. Композиционно книга строится в двух планах: с одной стороны – деспотическая Персия, с другой – монархическая Франция. Впервые Монтескье была высказана мысль о том, что опасность деспотии состоит прежде всего в подавлении личности и нивелировании индивидуальности человека. Монархия, по мнению Монтескье, имеет ряд преимуществ перед деспотией. Но ее ущербность выражается в том, что она в любой момент может выродиться в тиранию.

В 1748 году Монтескье выпустил свой основной труд «Дух законов». Книга имеет энциклопедический характер. В ней подвергнут критике социально-политический строй во Франции. Автор излагает свою систему взглядов на причину и историю формирования законов, которые должны исходить из «естественных прав» человека.

Зрелое Просвещение (1751–1789) наступает с началом издания «Энциклопедии». Вера в буржуазный прогресс вызвала к жизни более радикальный материализм и атеизм, в политических течениях – республиканские взгляды. Это годы непосредственной подготовки революции.

Франсуа Мари Вольтер (1694–1778) – писатель, поэт, философ, драматург, историк – символ эпохи Просвещения, «не человек, но век» (Виктор Гюго). Творчество Вольтера необычайно многолико по тематике, по жанрам, по стилю. Писатель отдает дань всем художественным течениям эпохи – от классицизма до сентиментализма и всем жанрам – трагедии, эпопее, исторической хронике, эпиграмме, героико-комической поэме, философскому эссе, повести и др. Вольтер был выразителем настроений буржуазной верхушки третьего сословия, а не его плебейских низов, это стало причиной того, что взгляды Вольтера в области философии, политики и искусства были более умеренными, нежели взгляды младших просветителей Дидро и Руссо. Вольтер был противником революционных методов борьбы. Его идеалом была просвещенная монархия.

В литературном наследии Вольтера большое место занимает драматургия, которой он отдал 60 лет жизни: начал в 1718 году «Эдипом», и завершил трагедией «Ирина» (1778). Всего было написано 52 пьесы.

Среди 27 трагедий самыми известными являются «Брут» (1730), «Смерть Цезаря» (1732), «Заира» (1732), «Магомет, или Фанатизм» (1741). Вольтер был ревностным сторонником классицистической традиции на сцене. Однако в лучших своих произведениях использовал и некоторые принципы шекспировского театра.

Самая значительная из его трагедий – «Пророк Магомет, или Фанатизм». В трагедии обличается религиозный фанатизм, персонифицированным выражением которого становится основатель ислама Магомет. Вольтер считал, что в основе религии и церковной деятельности лежит сознательный обман людей, рассчитанный на слепую веру и доверчивость обездоленных людей.

Наибольшей известностью среди поэтических произведений Вольтера пользуется поэма «Орлеанская девственница» (1735). В ней Вольтер создает пародию на церковную легенду о Жанне д’ Арк и на слабую поэму классициста Шаплена, использовавшего этот сюжет. Поэма Вольтера стала яркой сатирой на средневековую Францию – короля, военщину и главным образом на духовенство.

В творчестве Вольтера значимое место принадлежит прозе. Ряд созданных им повестей получили название «философских» («Мемнон, или Человеческая мудрость», «Задиг, или Судьба», «Кандид, или Оптимизм» и др.). Каждая из них иллюстрирует определенную общественно-философскую идею. Повести сочетают в себе философскую тенденциозность и занимательный авантюрный сюжет. Лучшая среди них – повесть «Кандид, или Оптимизм» (1759).

До Лиссабонского землетрясения Вольтер разделял оптимистические взгляды немецкого философа Лейбница, убежденного в том, что вселенная устроена столь разумно, что даже зло – лишь необходимый частный элемент всеобщего добра, и на самом деле «все к лучшему в этом лучшем из миров». Повесть «Кандид» написана Вольтером уже как опровержение этого тезиса. Используя известную еще античному роману сюжетную схему любовного приключения – двое влюбленных разлучены силою обстоятельств, переживают множество опасных приключений, но в конце концов соединяются вновь столь же юными, чистыми и прекрасными, как и до разлуки, – Вольтер пишет одновременно и веселую пародию на такое повествование, представляя язвительное и точное обозрение современной ему действительности. В эту сложную, неблагополучную, исполненную зла и несправедливости действительность вытолкнут обстоятельствами молодой герой. Вначале он пытается смотреть на жизнь так же безоглядно оптимистически, как его учитель, философ Панглосс. Но жизнь в конце концов вынуждает Кандида опровергнуть эту философию. Однако герой, как и его создатель, приходит не к крайнему убеждению – пессимизму, а выбирает мудрую жизненную философию, сформулированную в изречении «надо возделывать свой сад». Смысл этих слов не только в прославлении упорной работы для собственного блага, но и в поддержке решимости, необходимой каждому человеку.

Дени Дидро (1713–1784) – писатель, философ, драматург, издатель знаменитой «Энциклопедии», активный пропагандист просветительских идей. Начал свою деятельность как автор философских сочинений, в которых занял непримиримую позицию по отношению к феодально-монархическому режиму («Философские мысли», 1746; «Письмо о слепых в назидание зрячим», 1747). В области социальных отношений Дидро пошел дальше Вольтера. Он выступал как демократ, защитник интересов народа, признавал за ним право на революцию.

С 1751 года он активно работает над созданием грандиозного свода знаний – «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств, ремесел» (1751–1774). В числе сотрудников были талантливые ученые и философы Даламбер, Гольбах, Гельвеций. В течение 20 лет Дидро вел трудную борьбу с противниками «Энциклопедии».

Дидро писал теоретические произведения («Салоны», 1759–1781; «О драматическом искусстве», 1771 и др.). На основе своей материалистической философии он создал теорию просветительского реализма (статья «Прекрасное», 1751), единственным критерием которого было стремление к истине.

Знаковым событием для европейской литературы явилась осуществленная Дидро театральная реформа. Дидро боролся с принципами классицизма, требовал реалистической правдивости – изображения частной жизни частного человека. Была предложена и новая схема деления жанров: веселая комедия изображала смешное и порочное; серьезная комедия – добродетель и долг человека; трагедия рисовала народные несчастья и гражданские катастрофы. Сам Дидро признавал главным жанром мещанскую драму, которая сочетала в себе черты серьезной комедии и трагедии. Мещанская драма рассказывала о жизни буржуазной семьи. Драматургическая система Дидро заключала в себе демократические тенденции.

Образцом французской повествовательной прозы считается философская повесть «Племянник Рамо» (1762–1779). Она написана в форме диалога, это давало дополнительные возможности для популяризации просветительских идей. Племянник Рамо – молодой, умный, одаренный, но развращенный человек. Таким его сделала среда, порождающая общественный паразитизм. Рамо презирает общество, но это не мешает ему, приспособившись к циничной дворянской морали, беззаботно существовать.

Дидро оставил след и в развитии французского романа. В 1760 году был закончен антиклерикальный роман «Монахиня», но книга увидела свет только в 1796 году. Дидро показал душевные переживания молодой девушки Сюзанны Симонен, вызревавшие в ее робкой и покорной душе чувства гнева и протеста против монастырского лицемерия и религиозного насилия.

Повесть Дидро «Жак-фаталист и его хозяин» (1773) проникнута верой в человека. Писатель сатирически изображает представителей господствующего класса. Слуга Жак превосходит своего хозяина и умом, и сообразительностью. В образе бедного, но гордого юноши Дидро воплотил народную мудрость, смекалку, жизнерадостность, трезвое, практическое отношение к жизни.

Жан-Жак Руссо (1712–1778) был человеком разностороннего дарования: философ, писатель, педагог и музыкант. В просветительском лагере Руссо занимает особое место. Разделяя по основным вопросам взгляды с другими просветителями, он пошел дальше их в оценке действительности, подвергнув беспощадной критике не только феодальную систему, но и направленность современной ему европейской цивилизации.

В 1750 году Руссо написал «Рассуждение о науках и искусствах» – трактат на конкурсную тему, предложенную Дижонской академией, – «Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов или же оно содействовало улучшению их?». В трактате Руссо выразил убеждение, что развитие науки и искусства в современном обществе не совершенствует, а развращает человека, поэтому следует защищать чистоту и простоту нравов, неискушенность, естественность натуры, чувствительность и сердечность – все то, что и включает в себя понятие «руссоизма». Это понятие имеет также и социально-политический, революционный смысл. Это ясно выразилось в других, не менее известных трактатах – «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Общественный договор» (1762). Вопрос о происхождении неравенства среди людей Руссо ставит в прямую зависимость от возникновения частной собственности. Однако восстановление справедливости Руссо считал возможным не через уничтожение частной собственности, а через урегулирование богатства, уравнивание имущества. «Общественный договор» – это своего рода конституция будущего свободного и равноправного общества, залогом справедливости и порядка в котором является уважение и строгое соблюдение законов как народом, так и правительством. Философские воззрения Руссо нашли выражение в его художественных произведениях. В романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762) изложены цели и задачи воспитания идеального человека. Основными методами такого воспитания Руссо считает изоляцию ребенка от общества, контакт с природой, овладение полезным ремеслом. Руссо пропагандирует культ человеческого сердца. Главное в воспитательной программе Руссо – воспитание души ребенка, его чувств. В понятие добродетели Руссо включает следование предначертаниям мудрой природы, прямодушие, чувство долга, врожденную религиозность. Идеальная религия, по мысли Руссо, нецерковна, она не нуждается в посредничестве. За эти воззрения церковь жестоко преследовала Руссо.

Философский роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) по праву называют энциклопедией «руссоизма». Основные проблемы, прежде всего взаимосвязи природы и добродетели, решаются здесь с помощью «сердечного воображения». Поэтому одновременно роман является сентименталистской энциклопедией чувств. Написанный в форме писем, роман делится на две книги, каждая из которых содержит три части. В первых трех частях Руссо изображает историю любви девушки из знатной семьи Юлии к бедному учителю Сен-Пре. Любовь предстает как естественное чувство, способное разрушить сословные предрассудки. В последних трех частях Руссо прославляет нравственный долг, говорит об обязанностях человека перед семьей, обществом. Это история замужества Юлии, которая подчинилась воле отца и вышла замуж за равного ей по общественному положению Вольмара, история мирного и благотворного брака без страстной любви. Вольмар с уважением относится к любви Юлии, чем укрепляет в Юлии чувство долга по отношению к семье. Природа помогает героям в их нравственной работе над собой.

Написанная на склоне лет «Исповедь» (1665–1770) оказала огромное воздействие на развитие жанра исповеди. В ней Руссо правдиво рассказывает о своей жизни и подытоживает свои важнейшие философские темы.

Вершиной драматургии французского Просвещения явилось комедийное творчество Бомарше (1732–1799). Его трилогия о Фигаро «Севильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784) и «Преступная мать» (1794) вошла в золотой фонд мировой драматургии.

В трилогии Бомарше выражает идеологию третьего сословия. Традиционные фабулы, традиционные комические персонажи у Бомарше зажили новой жизнью. Граф Алмавива – ловкий кавалер, затем муж Розины, которого во второй пьесе цикла любовные плутни сделали посмешищем собственных слуг. Увлечение невестой Фигаро Сюзанной, искушающее графа прибегнуть к феодальному праву сеньора, описывается не как похоть, но лишь слабость, не свидетельствующая о порочности его сердца. Альмавива, стремившийся «обмануть всех», оказывается обманут сам, постоянно сетует на происки злого гения и, под конец удостоверившись, что его уловки оказались направленными к обольщению собственной жены, переживает новую влюбленность в прелестную Розину. Пришедший с годами жизненный опыт превращает Алмавиву в образец истинной добродетели и мудрости сердца, проявленной старым вельможей, когда в «Преступной матери» оказывается под угрозой честь и репутация Розины, простившей супругу былую неверность. Согласно Бомарше (авторское вступление к последней части трилогии) зритель, посмеявшись над бурной молодостью Альмавивы, должен был почерпнуть урок из «ошибок его зрелого возраста… которые так часто допускаем мы», а наблюдая за героем, достигшим преклонных лет, мог бы удостовериться, что угасание страстей вознаграждается сознанием безупречности моральных принципов.

Розина – воспитанница тайного сладострастника доктора Бартоло, мечтающего о наслаждениях, которых ему не дано изведать из-за вмешательства Альмавивы, покорившего сердце юной севильянки. Впоследствии уже ей самой предстоит вернуть угасшую страсть мужа, прибегнув для этого к дерзкой и хитроумной проделке. Недостаток «светскости», который ставит ей в вину опекун, для Розины оказывается самоочевидным аргументом в пользу ее добродетельности. Пребывание в доме Бартоло осознается Розиной как «темница», где ее держат «незаконно», то есть насильственно подавляя чувства и желания пленницы. Осуществление ее желаний равносильно обретению свободы и поэтому не требует для себя этических обоснований, даже если ради такой цели приходится прибегнуть к уловкам и обманывать не в меру доверявшего ей лекаря с его старческими вожделениями. Точно также полностью моральной, даже нравственно поучительной оказывается интрига, увенчанная возвращением графа в прискучившую ему супружескую спальню, пусть Розина для этого вынуждена лицедействовать, шокируя публику и заставляя автора оправдывать ее тем, что она действует «по доброте, снисходительности и чувствительности» (предисловие к «Женитьбе Фигаро»).

Фигаро, по словам автора, «наиболее смышленый человек своей нации», на протяжении действия раз за разом делами доказывающий излюбленную мысль Бомарше, что судьба личности определяется не силой обстоятельств, мешающих ее полноценному осуществлению, но силой сопротивления скверным обстоятельствам, сословным ограничениям и власти предрассудков. Представитель третьего сословия, к которому Бомарше и на вершине своей карьеры с гордостью причислял себя, Фигаро наделен лучшими, в авторском понимании, чертами людей этого круга: неподражаемой находчивостью, чувством юмора и всегдашним оптимизмом, уважением к собственности, а не к привилегиям и правам, даруемым простой принадлежностью к аристократии. Единственный из персонажей трилогии, Фигаро претерпевает на протяжении действия не мнимую, а достаточно поучительную эволюцию. Верный идее, что «без острых положений, беспрестанно рождаемых социальною рознью, нельзя достигнуть на сцене ни высокой патетики, ни глубокой нравоучительности» (предисловие к «Женитьбе Фигаро»), Бомарше провел героя через испытания общественными установлениями, представляющими собой, во мнении просветителей, реликт дикого средневекового варварства. Финальный монолог героя в «Женитьбе Фигаро» является кульминацией всей трилогии. Его произносит уже не лукавый и беспечный цирюльник, у которого жизнелюбие льет через край, а своего рода философ, облеченный правом и обязанностью сформулировать главные идеалы людей своего сословия, во многом идентичные идеалам Просвещения.

Литература Италии

В XVIII веке литература Италии ориентируется на французское Просвещение. За «школой» к французам обратились авторы известных в свое время классицистических трагедий П. Метастазио (1698–1782),

Ш. Маффеи (1675–1755). Молодой Альфиери первые свои опыты (трагедии «Филипп», «Полиник») написал на французском языке. Позже Витторио Альфиери (1749–1803) станет создателем национальной классицистической трагедии, связанной с идеологией Просвещения. Он считал, что люди «должны посещать театр, дабы научиться мужеству, великодушию, свободе, ненависти к насилию, любви к отечеству». Альфиери написал 21 трагедию. Он прославлял свободолюбие и мужество, пробуждал гражданские настроения в соотечественниках. Главной в его трагедиях является тема политической свободы. В центре, как правило, – сильная личность, герой, противостоящий тирании, мужественный и самоотверженный.

Классицистическая трагедия, возникшая в Италии в XVI веке, в связи с историческими обстоятельствами не получила своего развития. Ее своеобразным аналогом стала опера, сюжеты которой черпались из античной истории и мифологии. На итальянской сцене ставились трагикомедии, трагедии «плаща и шпаги» на испанский манер, а также комедия «дель арте» («профессиональная комедия»), получившая в Италии широкое распространение. В отличие от ученой комедии, в которой обычно играли аристократы-любители, комедия «дель арте» исполнялась профессиональными актерами. Она имела ряд особенностей и правил. Комические персонажи выступали в масках (отсюда ее второе название «комедия масок»); сценарий был лишь слегка обозначен, актеры могли импровизировать свои монологи и диалоги; персонажи-маски имели постоянный характер, костюм, имя (слуги Арлекин, Бригелла и Труффальдино, старики Панталоне и Тарталья, служанка Коломбина, трус Капитан, болтун Доктор и пр.).

В XVIII веке злободневность комедии «дель арте» стала угасать. Условность персонажей и сюжетный схематизм тормозили развитие этого жанра. Возникла необходимость в реформе театра. Эту задачу выполнил Карло Гольдони (1707–1793) – автор известных комедий «Слуга двух господ» (1745), «Трактирщица» (1753), «Хозяйка» (1755) и др. Драматург создал театр с обязательным и неизменным текстом, с открытым, без маски, лицом. Главную задачу драматурга Гольдони видел в разработке характера героя. Гольдони ориентировался на античных авторов (Плавт, Теренций) и прежде всего на Мольера. Но следование французскому учителю не было абсолютным. Гольдони воспринял и новаторство современников-просветителей Дидро, Бомарше, Лессинга в их стремлении к сентиментальному. Вместе с этими великими реформаторами сцены он создавал трогательную драму. Вольтер из Франции приветствовал реформу Гольдони. «Вы вырвали свое отечество из рук арлекинов», – писал он ему. Гольдони очень ценил эту поддержку и гордился вниманием к нему главы европейского Просвещения.

Противником Гольдони был Карло Гоцци (1720–1806). Он отвергал достижения современных ему итальянских и зарубежных писателей, но высоко ценил итальянскую литературу эпохи Возрождения, народные итальянские сказки и комедию «дель арте». Гоцци не считал достоверность достоинством литературы. Осуждал Гольдони за назидательность и жизненную достоверность. Признавал обязательным игровое начало. Драматург хотел возродить комедию «дель арте», насыщая свои пьесы экзотичностью и красочностью, вводя в сюжет элементы чудесного и веселого.

С 1760-го по 1765-й год Гоцци написал 10 фьяб – новый театральный жанр сказок. («Любовь к трем апельсинам» (1761), «Король-Олень» (1762), «Турандот, принцесса китайская» (1762), «Счастливые нищие» (1764) и др.). Волшебные перипетии развиваются в пьесах Гоцци стремительно, характеры героев необычны.

© 2000- NIV