Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Зарубежная литература.
Предисловие.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие является лишь компендиумом истории зарубежной литературы от древнегреческих истоков до XVIII в. и в силу этого не претендует на полноту отражения всей сложности и разнонаправленности ее развития в эти две с половиной тысячи лет. Рассчитанное в первую очередь на оказание помощи в самостоятельной работе студентов, оно сконцентрировано на материале, важном как для приобретения необходимых знаний по рассматриваемым курсам, так и для выработки профессиональных навыков постижения закономерностей литературного процесса. Три раздела пособия последовательно освещают узловые моменты литературно-художественной картины античности, Средневековья и Возрождения, XVII–XVIII вв.

Курс античной словесности открывает историко-литературную подготовку филолога, отчего вполне естественные трудности, обусловленные архаичностью, сложностью да и малоизвестностью многих из рассматриваемых художественных явлений, усугубляются еще и необходимостью обновления, уточнения теоретических представлений о специфике литературы, путях ее изучения и преподавания. Поскольку он осваивается параллельно с такими родственными дисциплинами, как устное народное творчество и введение в литературоведение, особую актуальность обретают межпредметные связи, и прежде всего – взаимоувязанность литературы и фольклора, согласованность определений утвердившихся в нашей науке категорий. Активно использовавшая мифологический материал, античная литература дает великолепные примеры трансформации его образов и сюжетов в собственно художественных целях, для создания всего многообразия ставших классическими родовых и жанровых форм. В пособии специально привлекается внимание к строгим характеристикам этих форм, их дальнейшим модификациям и переходам.

Раздел литературы Средневековья и Возрождения строится таким образом, чтобы максимально сбалансировать творческие открытия каждого из ее этапов. Средневековые авторы заслуживают самого серьезного внимания и уважения как за их неоценимый вклад в сохранение и освоение античного наследия, так и за формирование разветвленных основ всей новоевропейской словесности. Без их художественного опыта титанам Возрождения вряд ли удалось бы так глубоко и многогранно отобразить свою эпоху, драматические коллизии крушения прежней формации, утопические мечтания и нарастающие разочарования новой.

Литература XVII–XVIII веков рассматривается как важное слагаемое становления художественной культуры, всего мировосприятия нового времени. Если в XVII в. основные акценты делаются на своеобразии господствовавших тогда барокко и классицизма, то в литературе Просвещения уделяется внимание как ее творческим, так и социально-философским ориентирам. В заключение раздела даются необходимые сведения о тех художественных тенденциях, которые в полной мере заявят о себе в искусстве следующего, девятнадцатого, века.

Пособие нацелено не только на изложение программного материала, но и на разрушение определенных стереотипов его восприятия, деления художественных достижений на эталонные и сомнительные. Концептуальной основой пособия является сопоставительный подход, взвешенная соотнесенность мировоззренческих, культурологических, исторических и поэтологических критериев анализа. Намеренно не модернизируя, но и не архаизируя классику, не замыкаясь в рамках методологии какой-либо одной научной школы, авторы максимально учитывают современные историко-теоретические наработки искусствознания и литературоведения. Во всех случаях реализуется принципиальная установка – обозначить вклад литературы в гуманизацию человека и общества, компактно и системно представить западную словесность от мифопоэтических начал до Просвещения, предполагая ее развернутую детализацию уже с использованием учебников и учебных пособий, списки которых даются в конце каждого раздела.

И. Л. Лапин

© 2000- NIV